- 05/10/2025
 - 1c-admin
 - Комментарий
 - 55просмотры
 - 0 Likes
 - Защита интересов
 
Налоговики перестанут общаться по ЭДО
С 1 ноября 2025 года компании и ИП не смогут направлять в ИФНС по ЭДО простые обращения с вопросами, жалобами или предложениями (приказ ФНС от 06.06.2025 № ЕД-7- 26/509, письмо ФНС от 20.05.2025 № 26-1-05/0038). Также не получится отправить ответ на требование, если оформляете его в виде простого обращения. Раньше, если компания получала требование от ФНС о представлении пояснений, в системе ЭДО можно было ответить простым исходящим письмом без файла описи и без указания номера требования. Некоторые бухгалтеры просто отправляли письма в налоговую инспекцию с вложенными файлами в формате PDF.
Отказ от переписки по ЭДО проходил поэтапно.
Например, писали: «В ответ на требование сообщаем… и прикладываем документы…». С 1 ноября такие ответы на требования по ЭДО не пройдут. Таким образом, налоговики не будут принимать через оператора ЭДО только простые письма, в остальном процедура взаимодействия с инспекциями остается прежней. Отказ от переписки по ЭДО проходил поэтапно. С июля налоговики уже ограничили размер обращений и вложенных файлов к ним. С октября вообще нельзя отправлять вложения в письмах. А с ноября обращения в свободной форме налоговые инспекторы совсем перестанут принимать. Цель нововведений — избавиться от обработки документов вручную, снизить нагрузку на систему и ускорить обработку обращений. Сдачи отчетов и ответов новые правила не коснутся. Но направлять на требование нужно будет ответы только в формализованном виде.
Возможность отправки ответа на требование о даче пояснений через оператора ЭДО сохранится.
Составить и отправлять по ЭДО пояснения на требования ФНС компании и ИП смогут и после 1 ноября. Но направить такой ответ нужно будет в особом порядке, не как обычное произвольное обращение, а непосредственно из самого требования — как формализованный ответ. Через операторов электронного документооборота компании и предприниматели также смогут отправить ответы или документы в налоговую инспекцию по требованию, в том числе и после 1 ноября. При этом возможность отправки ответа на требование о даче пояснений через оператора ЭДО сохранится. ФНС продолжит направлять по ТКС требования налогоплательщикам, которые сдают декларации и расчеты в электронном виде. А значит, для составления ответа достаточно будет войти в систему сдачи электронной отчетности, выбрать требование в общем списке, нажать на кнопку «Ответить на требование» и заполнить пояснение.
В большинстве программ, которые предлагают операторы электронного документооборота, для ответа на электронное требование от налоговой инспекции о представлении пояснений есть возможность отправить опись документов. К описи можно сформировать пояснительное письмо. А в письме бухгалтер уже изложит всю необходимую информацию для пояснений.
Также по ЭДО можно предоставлять.
Также по ЭДО можно будет представлять налоговые декларации, передавать уведомления об исчисленных суммах налогов, счета-фактуры, УПД, реестры для подтверждения нулевой ставки НДС, направлять заявления о переходе на специальный режим, о применении налоговых льгот, уведомления о выборе инспекции, банковские гарантии и другие формализованные документы.
Определите как будете подавать произвольные письма.
Определите, как будете передавать с 1 ноября произвольные письма в ИФНС. Возможные варианты: через ЛК налогоплательщика на сайте ФНС, «Платформу обратной связи» на Госуслугах или сервис «Обратиться в ФНС России» на nalog.gov.ru. Сейчас произвольными обращениями компании и ИП шлют исходящие письма, запросы к ФНС, ходатайства о рассрочках, налоговых каникулах, взыскании штрафов, жалобы, предложения и т. д. Эти документы с 1 ноября необходимо будет направлять в ИФНС через ЛК налогоплательщика, Госуслуги или сервис «Обратиться в ФНС России».
Рекомендуйте сотрудникам и коллегам.
Если в бухгалтерии кроме вас есть сотрудники, доведите до них информацию, как отправлять простые письма. Рекомендуйте коллегам использовать для этого личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, «Платформу обратной связи» на Госуслугах или сервис «Обратиться в ФНС России» на nalog.gov.ru. Эти три варианта с 1 ноября подходят для отправки простых обращений в налоговую инспекцию. Например, в личном кабинете юрлица или индивидуального предпринимателя отправить простое обращение в налоговую инспекцию можно через «Жизненные ситуации».
Если отправите пояснение на требование через простое обращение, ИФНС его не получат.
				
