
- 22/12/2023
- 1c-admin
- Комментарий
- 297 Views
- 0 Likes
- Защита интересов
Что такое выручка и себестоимость и как с их помощью оценить бизнес
В отчете о финансовых результатах выручку отражают отдельно от других доходов, а себестоимость — отдельно от других расходов.
Выручка — это доходы от обычных видов деятельности компании. Именно доходы, а не поступление денег. Что считать обычными видами деятельности, определяет сама компания. Главное правило здесь — это систематичность получения доходов от совершаемых операций. Если товар, продукция, работа или услуга продаются регулярно, его продажа — обычный вид деятельности. Вот что приносит выручку в разном бизнесе: — магазин — продажи покупных товаров;
— завод — продажи собственной продукции;
— брокер — продажи ценных бумаг;
— парикмахерская — парикмахерские услуги;
— лизинговая компания — сдача имущества в аренду.
Обычных видов деятельности у компании может быть несколько. Продуктовый магазин может открыть производство салатов и продавать их вместе с покупными товарами. А завод вполне способен продавать не только свою продукцию, но и покупные запчасти к ней. Такие продажи тоже будут приносить выручку.
Выручка возникает в бухучете в момент перехода права собственности на товар или продукцию от продавца к покупателю. Для работ и услуг момент признания выручки — дата подписания акта об их выполнении. Сумма выручки равна сумме возникшей дебиторской задолженности покупателя. Если покупку оплатили в момент приобретения, выручка совпадает с полученной суммой денег. Если покупка оплачена частично, выручка складывается из суммы оплаты и остатка дебиторки. Это так называемая грязная выручка, или выручка-брутто. В ней могут присутствовать НДС и акцизы, которые нужно будет вернуть государству. В бухгалтерской отчетности отражается нетто-выручка, из которой эти налоги исключаются, чтобы можно было понять реальный доход компании.
Себестоимость
Себестоимость — это затраты на изготовление и продажу продукции, выполнение работ, оказание услуг. Вроде простое определение, но важно понимать, что себестоимость бывает разная. Каждую из посчитанных себестоимостей анализируют для своих целей. И если себестоимость продукции 100 руб., а выручка от продаж 150 руб., вовсе не обязательно прибыль от продаж составила 50 руб. Такой информации недостаточно, нужно уточнить, о какой именно себестоимости идет речь.
Производственная себестоимость — это затраты на изготовление продукции. Ее нужно считать и раскладывать на составляющие, чтобы понять, что можно подкрутить в производственном процессе. Например, уменьшить непроизводительные расходы материалов, перейти на более дешевые аналоги, организовать работу эффективнее, чтобы снизить затраты на оплату труда, и т. д. Производственная себестоимость продукции за месяц показывает, во сколько обошлось производство. Но ее бесполезно сравнивать с выручкой. На это есть три причины.
Во-первых, компании мало произвести продукцию, ее надо еще продать. А до этого где-то хранить. И все это дополнительные расходы, которые влияют на финансовый результат.
Во-вторых, вовсе не обязательно, что продукцию, которую начали производить в этом месяце, выпустят в этом же месяце. Затраты уже есть — продукции еще нет. Такие затраты в бухучете называют незавершенным производством. И это ваш актив.
В-третьих, не всегда произведенная за месяц продукция продается в этом же месяце. Если продукция осталась на складе — это ваш актив.
У торговой организации вместо этого показателя будет указана стоимость, по которой компания приобрела перепроданные товары. В бухучете ее называют фактической себестоимостью товаров.
Себестоимость продаж (полная себестоимость) — расходы на изготовление и продажу продукции. Себестоимость продаж складывается из производственной себестоимости продукции и расходов на ее продажу. Именно этот показатель должен сравниться с выручкой, если хотим корректно определения финансового результата.
Валовая прибыль
Сопоставлять выручку и производственную себестоимость — вовсе не бесполезное занятие, просто надо брать производственную себестоимость не выпущенной, а проданной продукции. Определив разницу между доходами от продажи продукции (выручкой) и расходами на ее производство (себестоимостью), можем узнать величину валовой прибыли. Валовая прибыль показывает эффект от производственной деятельности компании. Это важный маркер. Он помогает понять, есть ли смысл увеличивать продажи или сначала нужно разобраться с производственным процессом. Если выручка меньше себестоимости, то увеличение продаж может загнать бизнес в еще большие убытки. В этом случае нужно анализировать компоненты себестоимости, определять прямые и косвенные затраты и считать маржинальный доход. Надо понять, можно ли спасти бизнес путем масштабирования или нужно снижать расходы на производство.
Оставить комментарий